Борьба за независимость

Крупнейшие газеты Чехии уже входят в группу Premier Babis. Многие политики сейчас хотели бы поставить на поводок общественные СМИ — желательно перед выборами.

Для него они просто дураки, он их оскорбляет и издевается: президент Чехии Милош Земан не скрывает своего мнения о журналистах. Это снова стало ясно в последнем крупном интервью чешской коммерческой компании. Речь шла о предполагаемом нападении России на склад боеприпасов в Чехии. Земан считается сторонником России, об этом было известно до интервью. Телеведущая сделала то, что делают журналисты — попросила. И Земан ответил — как и в предыдущих интервью — одно оскорбление за другим: модератор, наверное, сидела на ушах, сегодня была в очень плохой форме, «очаровательно, но глупо».

Пошлость и открытое презрение из уст главы государства: ведущий и частный телеканал сознательно проигнорировали это, оставались покорными, чтобы не ставить под угрозу благосклонность президента и дальнейшие эксклюзивные интервью. То, чем Земан уже живет, является мечтой для многих чешских политиков: именно такими представляются идеальные отношения между правительством и СМИ.

Свобода прессы под давлением в Чехии

Чешское телевидение как противовес

Один из них: Андрей Бабис. Две крупнейшие чешские ежедневные газеты принадлежат к группе мультимиллиардеров и премьер-министра. Комиссия ЕС уже в прошлом году недвусмысленно заявила, что политический предприниматель находится в конфликте интересов из-за его влияния на акции компании в трастовом фонде. Для многих чехов очевидно, что журналисты в его газетах также вовлечены в конфликт интересов: они опасаются, что бесплатное освещение событий таким образом невозможно.

Газета «Млада фронта Днес» принадлежит к группе «Премьер Бабис» и иногда включает в свои выпуски брошюры о своей группе Agrofert. Изображение: picture alliance / dpa / CTK

Так видят и многие журналисты. После того, как в 2013 году Babis ‘Agrofert Group приобрела медиакомпанию Mafra, количество редакций сократилось. Возникли новые проекты, которые хотели поддержать независимую качественную журналистику. Были созданы новые новостные порталы, еженедельный журнал и даже сложная ежедневная печатная газета — все это в стране с десятью миллионами жителей и в отрасли, в которой даже самые успешные изо всех сил пытаются выжить каждый день.

В битве за общественное мнение бушует спор, в частности, вокруг общественного телевидения Ceska televize (CT). В кризисе Corona его репутация снова поднялась, 24-часовой новостной канал предлагает информацию и политические дуэли. Либеральная позиция и критические запросы не у всех — президент Земан знает, почему он избегает выступлений Чески по телевидению. Но его сторонники уже работают над тем, чтобы поставить общественные каналы на поводок.

Многие депутаты хотели бы, чтобы КТ были ограничены.

Павел Маточа — председатель пражских шахматных клубов и председатель телевизионного совета, контролирующего органа чешского общественного телевидения. В этой роли Маточа только что открыл свою игру. Речь идет о влиянии, о независимости репортажей — и, вероятно, также о Мэтте для короля: генеральном директоре CT Петре Двораке.

До сих пор он не поддавался политическому давлению, делал критические новости и журналы-расследования возможными, а некоторые хвалил. Он делает тенденциозное телевидение с репортерами, которые охотятся за правительственными политиками и с большей вероятностью представляют голос Брюсселя, чем представляют национальные интересы, критикуют других, включая Маточу, но также и всех тех, кто избрал его в совет: в парламенте парламентские группы составляют молчаливое большинство, которое желает, чтобы власть чешского телевидения была ограничена.

Президент Чехии Милош Земан не фанат независимой журналистики — он разделяет это со многими членами Чешской Республики. Изображение: picture alliance / dpa / CTK

Опытный репортер CT Нора Фридрихова уже чувствует, что ветер в чешском медиа-ландшафте меняется: критические вопросы на пресс-конференциях становятся все реже, говорит она. Пример соседей показывает, к чему это может привести: в Польше, Венгрии и Словакии общественные СМИ уже попали под влияние политики, в некоторых случаях настолько сильно, что их приходится характеризовать как государственные СМИ. Чешская Республика — последняя из так называемых стран Вышеградской группы, в которой этого еще нет, говорит Фридрихова. Но чешские политики, как это не заметили, полюбили эту модель.

Вскоре атаки, вероятно, станут более мощными.

Начальник Фридриховой, директор CT Петр Дворак, также подтверждает: «Политики видят, что наши репортажи пользуются большим доверием — и поэтому они хотят, чтобы репортажи стали больше зависеть от политики, а политика может дать такое преимущество». Парадокс, потому что доверие происходит от независимости, подчеркивает Дворжак. Но давление растет — и на него самого.

Телевизионный совет CT разделен по своим политическим позициям. Пока что президенту шахматной ассоциации Маточа приходится ограничивать свои действия против телевизионного директора стратегическими шагами. Но советники уже контролируют Дворжака способом, напоминающим шикану.

Однако в начале мая должны быть проведены дополнительные выборы в совет, и кандидаты, которые в значительной степени не одобряют Дворжака, предполагают, что атаки на CT будут затем осуществлены в гораздо более сильных видах спорта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector